Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Подготовка к школе - серьезная и трудная задача. От ее решения во многом зависит желание и готовность ребенка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника.

Предлагаем несколько полезных практических рекомендаций:

  • Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребенка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям нужно много беседовать с ребенком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потекши, песенки), максимально пере давая эмоцию, умело интонируя, передовая эмоцию. В этом случае ребенок не только будет чувствовать себя более уверено, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется на развитие мышления и других психических функций. Постепенно усложняйте произведения.
  • Обязательно обсуждайте читаемое с ребенком произведение. Весьма распространенной ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребенку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш еще не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребенку неизвестны реалии быта, описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребенка понимает ли он значение того или иного слова. Во вторых, ребенок может сделать из прочитанного неправильный вывод.
  • Тщательно отбирайте художественные произведения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности. Важно самому прочитать произведение, подумать, все ли ребенку будет понятно, чему оно учит.
  • Сами читайте художественную литературу, в том числе и современных белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
  • Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умение работать с информацией, классификацией, структурированием.
  • Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет.
  • Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, что бы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то неприятно, чувствовал поддержку со стороны взрослых, готовность ему помочь.
  • Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, для него это слишком сложно. Так возникший у ребенка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности.
  • Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление ее отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
  • Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животных и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Например, тема «Часы»: модели чесов, изображение видов часов (песочные, солнечные, цветочные, водяные), история часов, игра «Который час», пословицы, загадки, рассказы и сказки о часах и времени.
  • Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудач, а желание проявить свои творческие способности.
  • Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка, подвижные игры, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные), занятия танцами, посещение спортивных секций. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.
  • Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведению. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а так же мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
  • Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы.
  • Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, занятия спортом.

Желаем успехов!